Часть I.
План и карта ( 16 часов )
План местности. Виды изображения местности: рисунок,
фотография, аэрофотоснимок, план и карта. Условные знаки. Масштаб и
его виды: численный, именованный и линейный. Стороны горизонта.
Ориентирование на местности и по плану. Компас. Азимут. Изображение
неровностей земной поверхности на плане. Абсолютная и относительная
высота. Горизонтали ( изолинии ). Съёмка местности и её виды:
полярная и маршрутная. Нивелир.
Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры
Земли. Геоид. Глобус. Материки и континенты. Океаны Земли.
Географическая карта. Виды географических карт по
масштабу ( крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные ),
охвату территории ( мировые и полушарий, материков и океанов, стран
и регионов, административных единиц, топографические ) и содержанию
( общегеографические и тематические ).
Меридианы и параллели. Градусная сетка.
Географическая широта и географическая долгота. Географические
координаты и их определение. Определение расстояний и направлений по
географической карте.
Способы картографического изображения: способ
условных знаков, способ линейных знаков, способ изолиний, цифровой
способ, способ качественного фона, способ пофоновой окраски, способ
направленного движения и другие. Изображение высот и глубин на
карте. Шкала высот и глубин. Изогипсы и изобаты. Определение высот и
глубин по карте.
Значение планов местности и географических карт в
жизни и хозяйственной деятельности человека.
Практические работы:
Определение на местности направлений, азимутов и
расстояний.
Топографический диктант.
Построение простейших глазомерных планов небольших
участков местности.
Построение профиля рельефа по заданным горизонталям
построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
Чтение плана местности, определение направлений,
расстояний, абсолютной и относительной высоты.
Определение по картам расстояний, направлений,
географических координат точек и нахождение точки на карте или
глобусе по географическим координатам.
Часть II.
Оболочки Земли
( 42 часа )
Раздел 1. Литосфера
( 13 часов )
Литосфера. Внутренне строение Земли: земная кора,
мантия и ядро. Строение земной коры. Океаническая и материковая
земная кора и их различия.
Породы, слагающие земную кору. Минералы и горные
породы. Виды горных пород по их происхождению: магматические,
осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые.
Виды земной коры: платформы и геосинклинали. Движение
земной коры. Виды движения земной коры: горизонтальные и
вертикальные движения. Горст. Грабен. Землетрясения. Сейсмограф.
Шкала Рихтера. Вулканы. Виды вулканов по их активности ( действующие
и потухшие ) и по строению ( камчатские и гавайские ). Крупнейшие
вулканы мира. Горячие источники и гейзеры.
Рельеф. Внутренние и внешние силы формирования
рельефа Земли.
Рельеф суши. Горы, их виды по возрасту (древние,
средние, молодые), по абсолютной высоте ( низкие горы, средние горы,
высокие горы ) и по расположению хребтов ( горные системы и нагорья
). Крупнейшие горы и высочайшие вершины Земли. Равнины и их виды по
абсолютной (низменности, возвышенности и плоскогорья) и
относительной высоте (плоские и холмистые). Рельеф дна Мирового
океана: материковый склон, ложе океана, срединно-океанические
хребты, глубоководные желоба. Глубочайшие впадины Земли. Суша в
Океане: острова и полуострова. Виды островов по происхождению:
материковые, вулканические, коралловые ( атоллы ). Крупнейшие
острова и полуострова Земли. Рельеф своей местности.
Практические работы:
Определение минералов и горных пород по образцам.
Определение по карте географического положения и
высоты гор, географических координат крупнейших вершин.
Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем
и вершин Земли.
Описание по карте географического положения
крупнейших равнин и определение их видов.
Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли.
Нанесение на контурную карту крупнейших островов и
полуостровов Земли.
Определение и объяснение изменений рельефа под
воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей
местности.
Раздел 2. Гидросфера ( 12 часов )
Вода на Земле. Мировой круговорот воды в природе.
Большой и малый круговорот воды. Гидросфера и её составные части:
Мировой океан, поверхностные воды, ледники и подземные воды.
Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы и
проливы. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Свойства вод
Мирового океана: температура, солёность и факторы их определяющие.
Движение вод Мирового океана: приливы и отливы, волны, цунами,
морские течения и причины их происхождения. Виды течений по
температуре ( тёплые и холодные ), по глубине ( поверхностные,
глубинные и придонные ) и по образованию ( ветровые, стоковые,
компенсационные, плотностные ). Изучение и охрана Океана.
Воды суши. Подземные воды, их виды (надпластовые,
межпластовые, верховодка, почвенные воды ) и происхождение. Охрана
подземных вод.
Река. Исток, русло, устье, приток реки, речная
система, речной бассейн, водораздел, падение и уклон реки. Горные и
равнинные реки. Речная долина. Речной сток. Питание реки и его
основные виды: родниковое, дождевое, снеговое, ледниковое и
смешанное. Режим реки. Половодье и паводок. Виды рек с различным
режимом: с весенним половодьем, летним половодьем, с поводочным
режимом. Пороги и водопады. Крупнейшие реки и водопады мира.
Озеро. Виды озёр по стоку ( сточные и бессточные ),
по солёности (пресные и солёные) и по происхождению котловины (
остаточные, тектонические, ледниковые, вулканические, плотинные,
карстовые, искусственные ). Крупнейшие озёра мира.
Ледники и их виды: горные и покровные. Снеговая
линия. Морена. Снежная лавина. Айсберги и их виды ( столовые и
пирамидальные ).
Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища и пруды.
Воды своей местности. Охрана поверхностных вод.
Практические работы:
Описание ”путешествия” капельки по большому
круговороту из своего населённого пункта.
Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших
морей, заливов и проливов Земли.
Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
Определение по картам географического положения
одного из океанов или морей, его относительных размеров,
преобладающих и максимальных глубин, свойств воды, особенностей
движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.
Определение по картам географического положения одной
из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения,
использования человеком.
Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр,
каналов и водохранилищ Земли.
Раздел 3. Атмосфера ( 12 часов )
Атмосфера, её строение и состав. Значение атмосферы.
Изучение атмосферы человеком.
Температура воздуха и её изменение. Термометр.
Суточный, месячный и годовой ход температуры. Средняя дневная,
средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Изменение
температуры воздуха с высотой места.
Атмосферное давление. Барометр. Изменение
атмосферного давления. Ветер. Виды ветров: постоянные ( пассаты и
западные ветры ), переменные ( бриз и муссон ) и местные ( бора,
самум ). Шкала Бофорта. Флюгер. Роза ветров.
Влажность воздуха. Абсолютная и относительная
влажность воздуха. Гигрометр. Точка росы. Облака и их основные виды:
перистые, слоистые, кучевые, грозовые. Атмосферные осадки, их
основные виды ( дождь, снег, роса, иней ) и измерение. Осадкомер.
Погода, её изменение и предсказание. Климат.
Климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической
широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места и
господствующих ветров. Распределение солнечного света и тепла по
поверхности Земли. Световые и тепловые пояса Земли: жаркий,
умеренные и холодные. Основные типы климатов земли: экваториальный,
тропический, умеренный и арктический ( антарктический ).
Практические работы:
Установление особенностей суточного хода температуры
воздуха на основе построенного графика.
Определение атмосферного давления и температуры
воздуха в зависимости от изменения высоты места.
Построение ”розы ветров”, диаграмм облачности и
осадков.
Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её
изменения.
Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”.
Выявление влияния различных факторов на формирование
климата отдельных территорий.
Раздел 4. Биосфера ( 4 часа )
Биосфера. Распространение животных на суше и в
Океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, её
строение и состав. Виды почв по механическому составу: песок,
супесь, суглинок и глина. Основные виды почв России ( тундровые,
подзолистые, дерново-подзолистые, серые и бурые лесные, чернозёмы,
бурые полупустынные ). Ознакомление с почвами своей местности.
Природный комплекс и воздействие на него человека.
Практические работы:
Ознакомление с почвами и наиболее распространёнными
растениями и животными своей местности.
Описание изменений природы в зависимости от
численности населения и хозяйственной освоенности территории на
примере своей местности.
Раздел 5. Географическая оболочка ( 1 час )
Географическая оболочка. Взаимосвязь и взаимовлияние
земных оболочек.
Практическая работа:
Составление схемы влияния и взаимозависимости земных
оболочек.
Часть III.
Человечество на Земле ( 5 часов )
Численность и размещение населения Земли.
Неравномерность размещения населения мира. Человеческая раса. Виды
человеческих рас: основные ( европеоидная, монголоидная, негроидная
и австралоидная ), переходные и смешанные расы. Характерные признаки
человеческих рас. Крупнейшие народы Земли. Основные виды населённых
пунктов: города и сёла. Крупнейшие города мира. Страны мира и их
разнообразие. Крупнейшие страны мира по площади территории и
численности населения.
Практические работы:
Составление и заполнение классификационной таблицы
”Расы Земли”.
Нанесение на контурную карту крупнейших стран и
городов мира.
Часть IV.
Значение географической науки. ( 1 час )
Значение географии в жизни и деятельности человека.
Задание на лето.
Резерв - 2 часа
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия,
Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида,
Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый,
Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское
плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская
), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская,
Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье,
Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ,
Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла,
Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко,
Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания,
Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая
Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан,
Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр,
Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево,
Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское,
Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов,
Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов,
Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио,
Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей,
Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория,
Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида,
Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин,
Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия,
Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Неделя |
№ урока |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Домашнее задание |
I четверть |
Введение (2 часа ) |
1.09 – 6.09 |
1
( 1 ) |
Что изучает география. |
Предмет географии. |
Пр. р. № 1, § 1. |
2
( 2 ) |
Развитие знаний о Земле. |
История развития географических знаний. Земля – планета
солнечной системы. Вращение земли. |
Пр. р. № 2, § 2 - 3. |
План и карта (15 часов ) |
8.09–13.09
|
3
( 1 ) |
План местности. |
Виды изображения местности, условные знаки, план местности. |
§
4. |
4
( 2 ) |
Масштаб. |
Масштаб, численный, именованный и линейный масштабы. |
§
5. |
15.09–20.09 |
5
( 3 ) |
Ориентирование на местности и по плану. |
Стороны горизонта, ориентирование, азимут. |
Пр. р. № 3, § 6. |
6
( 4 ) |
Изображение неровностей земной поверхности на плане. |
Рельеф, относительная и абсолютная высота, горизонталь. |
Пр. р. № 4, § 7. |
22.09–27.09 |
7
( 5 ) |
Съёмка местности. |
Съёмка местности и её виды. |
Пр. р. № 5. |
8
( 6 ) |
Составление плана местности. |
Полярная и маршрутная съёмка местности. |
Пр. р. № 6, § 8. |
29.09 – 4.10 |
9
( 7 ) |
Чтение плана местности и решение простейших задач. |
Практическая работа № 7. |
|
Географическая карта |
10
(8) |
Глобус - модель Земли. |
Форма и размеры Земли, глобус. |
§
9. |
6.10–11.10 |
11
(9) |
Географические карты. |
Географическая карта, виды географических карт.
|
§
10. |
12
(10) |
Градусная сетка. |
Меридианы, параллели, градусная сетка. |
§
11. |
13.10–18.10 |
13
(11) |
Географическая широта. |
Географическая широта и её определение на глобусе и карте. |
§
12. |
14
(12) |
Географическая долгота. Географические координаты. |
Географическая долгота и её определение на глобусе и карте.
Географические координаты. |
Пр. р. № 8, § 13. |
20.10–25.10 |
15
(13) |
Изображение высот и глубин на физических картах. |
Изогипсы и
изобаты.
Шкала высот
и глубин. |
§
14. |
16
(14) |
Использование планов местности и географических карт. |
Использование планов местности и географических карт
человеком. |
§
15, Пятунин: стр. 10 - 12 |
27.10–30.10 |
17
(15) |
Зачёт ”План и карта”. |
Контроль и обобщение знаний. |
|
II четверть |
Строение Земли (42 часа ) |
Литосфера (13 часов ) |
10.11–15.11 |
18
(1) |
Внутреннее строение Земли |
Внутреннее строение Земли, ядро, мантия, земная кора,
литосфера |
§
16. |
19
(2) |
Породы, слагающие земную кору. |
Минералы, горные породы и их типы: осадочные, магматические
и метаморфические. Практическая работа № 9. |
§
17. |
17.11–22.11 |
20
(3) |
Движение земной коры. |
Горизонтальные и вертикальные движения земной коры, горст,
грабен, землетрясения. |
§
18. |
21
(4) |
Виды земной коры. |
Платформы и геосинклинали |
записи в
тетради |
24.11–29.11 |
22
(5) |
Вулканы, горячие источники и гейзеры. |
Вулканы, их виды и строение, горячие источники и гейзеры. |
§
19. |
23
(6) |
Рельеф суши. Горы. |
Горы, виды гор по возрасту и абсолютной высоте. |
Пр.р. № 10, § 20. |
1.12 – 6.12 |
24
(7) |
Важнейшие горы Земли. |
Размещение гор на Земле. |
Пр.р. № 11. |
25
(8) |
Равнины суши. |
Равнины и их виды по абсолютной и относительной высоте. |
Пр.р. № 12, § 21. |
8.12–13.12 |
26
(9) |
Крупнейшие равнины Земли. |
Размещение равнин на Земле. |
Пр.р. № 13. |
27
(10) |
Рельеф дна Мирового океана. |
Характерные черты рельефа дна Мирового океана. |
§
22. |
15.12–20.12 |
28
(11) |
Суша в
Океане. |
Крупнейшие
острова и полуострова Земли. |
Пр.р. № 14. |
29
(12) |
Рельеф
своей местности. |
Особенности
рельефа Москвы и московской области. |
Пр.р. № 15, Пятунин: стр. 16-18. |
22.12–27.12 |
30
(13) |
Зачёт ”Литосфера”. |
Контроль и обобщение знаний. |
|
|
Резервный урок. |
|
|
III четверть |
Гидросфера (12 часов ) |
12.01–17.01 |
31
(1) |
Гидросфера. |
Вода на Земле, мировой круговорот воды, гидросфера и её
составные части. |
Пр.р. № 16, § 23. |
32
(2) |
Мировой океан. |
Мировой океан и его части: моря, заливы, проливы.
|
Пр.р. № 17, § 24. |
19.01–24.01 |
33
(3) |
Свойства вод Мирового океана. |
Температура и солёность воды. |
§
25. |
34
(4) |
Движение вод Мирового океана. |
Ветровые волны и цунами. |
§
26. |
26.01–31.01 |
35
(5) |
Течения в Океане. |
Течения и их виды по температуре, глубине и образованию. |
Пр.р.№ 18, § 27. |
36
(6) |
Изучение и охрана Океана. |
Изучение и охрана Океана. |
Пр.р. № 19, § 28. |
2.02 – 7.02 |
37
(7) |
Воды суши. Подземные воды. |
Подземные воды, их виды, происхождение и охрана. |
§
29. |
38
(8) |
Реки. |
Река, её составные части, виды рек, пороги и водопады,
питание и режим реки. Крупнейшие реки мира. |
Пр.р. № 20, § 30. |
9.02 – 14.02 |
39
(9) |
Озёра. |
Озеро, виды озёр по стоку, солёности и происхождению
котловины. Крупнейшие озёра мира. |
Пр.р.№ 21. § 31 |
40
(10) |
Ледники. |
Ледник, горные и покровные ледники, снеговая линия,
морена, айсберги. |
§
32. |
16.02–21.02 |
41
(11) |
Искусственные водоёмы. Охрана поверхностных вод. |
Каналы, водохранилища, пруды. Охрана поверхностных вод. |
§
33-34, Пятунин: стр. 23 - 26. |
42
(12) |
Зачёт ”Гидросфера”. |
Контроль и обобщение знаний. |
|
Атмосфера (12 часов ) |
23.02–28.02 |
43
(1) |
Атмосфера. |
Атмосфера, её строение и состав, тропосфера, значение
атмосферы и её изучение. |
§
35. |
44
(2) |
Температура воздуха. |
Температура воздуха и её измерение, термометр, суточный ход
температуры, её изменение с высотой места. |
Пр.р. № 22, § 36. |
2.03 – 7.03 |
45
(3) |
Годовой ход температуры воздуха. |
Средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. |
§
37. |
46
(4) |
Атмосферное давление. |
Атмосферное давление и его измерение, барометр, изменение
давления. |
Пр.р. № 23, § 38. |
IV четверть |
Атмосфера (продолжение ) |
16.03–21.03 |
47
(5) |
Ветер. |
Ветер и виды ветров. Бриз и муссон. Флюгер. Роза ветров. |
§
39. |
48
(6) |
Влажность воздуха. |
Абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы,
облака и их виды. |
§
40. |
23.03–28.03 |
49
(7) |
Атмосферные осадки. |
Виды осадков и их измерение. |
Пр.р. № 24, § 41. |
50 (8) |
Погода. |
Погода и её
изменение и предсказание. |
Пр.р.№ 25, § 42. |
30.03 – 4.04 |
51
(9) |
Климат. |
Климат и его характеристика. |
§
43. |
52
(10) |
Распределение солнечного света и тепла на Земле. |
Световые и тепловые пояса Земли, Тропики и Полярные круги,
воздушные массы. |
Пр.р. № 26, § 44. |
6.04–11.04 |
53
(11) |
Климатообразующие факторы |
Зависимость климата от географической широты, близости
океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих
ветров. |
Пр.р. № 27,
§
45, Пятунин:
стр. 30 - 32. |
54
(12) |
Зачёт ”Атмосфера”. |
Контроль и обобщение знаний. |
|
Биосфера (4 часа ) |
13.04–18.04 |
55
(1) |
Распространение организмов |
Биосфера. Распространение животных на суше и в океане. |
§
46, 48. |
56
(2) |
Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. |
Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды,
строение и состав почвы. |
Пр.р.№ 28, § 49. |
20.04–25.04 |
57
(3) |
Природный комплекс. |
Природный комплекс. |
§
47, 50. |
58
(4) |
Воздействие человека на природный комплекс. |
Воздействие человека на природный комплекс. |
Пр.р. № 29. |
Географическая оболочка (1 час ) |
27.04–30.04 |
59
(1) |
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек |
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек |
Пр.р. № 30. |
Человечество на Земле (5 часов ) |
11.05–16.05 |
60
(1) |
Численность и размещение населения Земли |
Численность и размещение населения Земли |
§
52. |
61
(2) |
Расы и народы Земли |
Расы Земли и крупнейшие народы мира. |
Пр.р.№ 31, § 51. |
18.05–23.05 |
62
(3) |
Населённые пункты. |
Города и сельские населённые пункты, крупнейшие города мира. |
§
53. |
63
(4) |
Страны мира. |
Многообразие стран, крупнейшие страны мира. |
Пр.р.№ 32,
§
54, Пятунин: стр. 36 - 37. |
25.05–30.05 |
64
(5) |
Зачёт ”Биосфера” и ”Человечество на Земле” |
Контроль и обобщение знаний. |
|
Обобщение знаний и подведение итогов (1 час ) |
25.05–30.05 |
65
(1) |
Обобщение знаний и подведение итогов. |
Подведение итогов за год и задание на лето. |
|