ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОВРЕМЕННЫЕ
МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы
географических исследований. Виды географической информации, ее роль
и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы, изменение
окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных
ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные
сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными
видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью
выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и
последствия. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. География религий мира. Основные
очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные
направления и типы миграций в мире. Географические особенности
размещения населения. Формы расселения, городское и сельское
население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества
жизни населения. Анализ карт населения.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География
основных отраслей производственной и непроизводственной сфер,
регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм.
Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная
специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные
отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных
видов продукции. География мировых
валютно-финан-совых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление
неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов
мира. Установление взаимосвязей между размещением населения,
хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Современная
политическая карта мира. Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных
регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки,
а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических
карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов
мира, их участия в международном географическом разделении труда.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом
хозяйстве, системе международных финансово-экономических и
политических отношений. Отрасли международной специализации России.
Особенности географии экономических, политических и культурных
связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические
аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического положения России. Определение
основных направлений внешних экономических связей России с наиболее
развитыми странами мира.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем
человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая,
продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути
их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии
в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем,
отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных
проблем человечества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на базовом
уровне ученик должен
знать/понимать
·
основные географические понятия и
термины; традиционные и новые методы географических исследований;
·
особенности размещения основных видов
природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные
сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов
и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и
качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы
современной урбанизации;
·
географические особенности отраслевой и
территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его
основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально-экономического развития,
специализации в системе международного географического разделения
труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
·
особенности современного
геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда;
уметь
·
определять и сравнивать
по разным источникам информации географические тенденции развития
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений;
·
оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
·
применять
разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
под влиянием разнообразных факторов;
·
составлять
комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
·
сопоставлять
географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
выявления и объяснения географических
аспектов различных текущих событий и ситуаций;
·
нахождения и применения географической
информации, включая карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки
важнейших социально-экономических событий международной жизни,
геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах
и регионах мира, тенденций их возможного развития;
·
понимания географической специфики
крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение географии на профильном уровне
среднего (полного) общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
освоение системы географических
знаний для понимания предмета и задач
современной географической науки, ее структуры, тенденций развития;
места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его
проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной
области;
·
овладение умениями
решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации
на конкретной территории, моделирования природных,
социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с
учетом пространственно-временных условий и факторов;
·
развитие
географического мышления для ориентации в проблемах территориальной
организации общества, его взаимодействия с природой; навыков
грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;
·
воспитание
патриотизма, толерантности к другим народам и культурам;
социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе
повседневной трудовой и бытовой деятельности;
·
использование
разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе
подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении
безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей
среды.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи географии.
История формирования географических идей. Место географии в системе
наук.
География как естественная и общественная наука. Роль географии и
географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности.
Географическая картина мира. Методы географических исследований.
Географические прогнозы.
Использование традиционных и новых методов
географической науки (картографического, статистического,
описательного, полевого, сравнительно-географического,
математического, моделирования, аэрокосмического, геоинформационного).
Географические прогнозы.
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ
Основные теории и концепции современной
географической картине мира. Эволюция географической оболочки.
Географическое пространство и его составляющие. Пространственная
дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация
пространства. Функция места. Территориальные системы.
Пространственные модели в географии. Региональные и глобальные
изменения географической среды в результате деятельности человека.
Изменяющийся мир Земли. Экологизация географии.
Выявление и объяснение факторов формирования
географических районов разных типов.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Физическая география как наука о Земле, ее сущность,
структура, методы, источники информации. Система
физико-географи-ческих наук. Важнейшие географические
особенности Земли как планеты. Рельеф земной поверхности как
результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное
рельефообразование. Географические процессы, явления на суше и в
океане. Неблагоприятные и опасные природные явления. География
природного риска.
Географическая оболочка.
Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и
представлений о ней. Закономерности
эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная
дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической
оболочке.
Анализ круговорота основных веществ и энергии в
географической оболочке.
Природные комплексы.
Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Природные
комплексы суши и Мирового океана. Группировка природных комплексов
по размерам и сложности организации. Физико-географическое
районирование. Природно-антропогенные комплексы.
Анализ изменений природных комплексов разного
ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических
характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного
ранга.
ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ
Геология – наука о строении Земли, ее сущность,
структура, источники информации. Состав и строение Земли и земной
коры. Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во
времени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая
хронология. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические,
геохимические, геофизические, экологические. Геологическая среда как
часть окружающей человека среды.
Обоснование практического значения
геологических знаний для обеспечения человечества
минерально-сырьевыми ресурсами; для инженерно-хозяйственной
деятельности. Изучение изменения геологической среды в результате
деятельности человека.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И
СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ
Экономическая и социальная география как наука: ее
сущность, структура, методы, источники информации. Система
социально-экономико-географических наук. Теория
экономико-геогра-фического положения, его виды, основные компоненты,
методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов,
их классификация.
Экономико-географическая оценка природных
ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов
природопользования.
География населения.
Географические аспекты происхождения и расселения современного
человека. Динамика численности населения Земли, концепция
демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность
размещения населения земного шара: основные черты и факторы.
Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество
жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.
Составление простейших прогнозов роста и
расселения населения мира, отдельных регионов и стран.
География хозяйства.
Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их
изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы
размещения производства. Географическое разделение труда, факторы
его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок
товаров и услуг. География международных экономических связей.
Специальные экономические зоны как элементы глобальной
территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации
и их роль в глобализации мировой экономики.
Определение специализации отдельных стран и
районов. Составление экономико-географической характеристики
основных отраслей промышленности, сельского хозяйства,
инфраструктуры.
Политическая география и геополитика.
Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического
пространства; территориально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика.
Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы
мира. География объектов природного и культурного наследия.
Составление комплексных страноведческих
характеристик.
Современные географические проблемы развития
России. Геополитическое и геоэкономическое
положение России. Проблемы использования природно-ресурсного
потенциала. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития страны. Демогеография и расселение.
Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования
рыночных отношений. Регионы России.
Учебное моделирование развития и размещения
населения и хозяйства России в будущем.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Природа как среда обитания человека. Стремительный
рост потребления природных ресурсов. Природно-ресурсный,
экологический потенциал территорий, их оценка и меры по сохранению.
Геоэкология окружающей среды. Особенности воздействия на окружающую
среду различных сфер и отраслей хозяйства. Экологические кризисы,
крупнейшие регионы их проявления. Роль географии в решении
геоэкологических проблем. Стратегия устойчивого сбалансированного
развития.
Учебное моделирование техногенных изменений
окружающей среды и прогнозирование их возможных последствий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на профильном
уровне ученик должен
знать/понимать
·
особенности современного этапа развития
географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и
источники географической информации, основные теории и концепции;
значение географической науки в решении социально-экономических и
геоэкологических проблем человеческого общества;
·
смысл основных теоретических категорий
и понятий, включая географическое положение, географическое
районирование, территориальные системы, комплексное географическое
страноведение и регионализм, развитие географической оболочки,
природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
·
применять
основные положения географической науки для описания
и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной
природно-общественной территориальной системы;
·
характеризовать
разные типы стран и районов, составлять комплексные географические
характеристики различных территорий;
·
проводить учебные исследования,
моделирование и проектирование
территориальных взаимодействий различных географических явлений и
процессов с использованием разнообразных методов географической
науки;
·
решать
социально значимые географические задачи на основе
проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
анализа и оценки разных территорий с
точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических,
техногенных объектов и процессов исходя из
пространственно-временного их развития;
·
описания и объяснения разнообразных
явлений в окружающей среде на основе их географической и
геоэкологической экспертизы;
·
геологического обоснования
инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на
земную кору;
·
понимания места и роли географической
науки в современном мире, в различных сферах жизни общества;
подготовки к продолжению образования в выбранной области.